Система охлаждения двигателя автомобиля

Как устроена система охлаждения двигателя автомобиля? Здравствуйте, уважаемые читатели!

Надежная и бесперебойная работа двигателя вашего автомобиля напрямую зависит от эффективности его системы охлаждения. Дело в том, что при работе мотора происходит выделение большого количества тепловой энергии, которую необходимо оперативно отводить, чтобы избежать перегрева и возможного серьёзного повреждения двигателя.

Именно для решения этой задачи и служит система охлаждения — комплекс устройств для отвода избыточного тепла от деталей двигателя в атмосферу или радиатор. Приглашаю вас на сайт “Несу Везу” — https://nesu-vezu.ru.

Основными элементами этой системы являются:

  • Радиатор
  • Расширительный бачок
  • Водяной насос
  • Вентилятор
  • Термостат
  • Охлаждающая жидкость

Давайте разберёмся как устроена система охлаждения с назначением каждого из них и тем, как правильно эксплуатировать систему охлаждения вашего автомобиля.

Радиатор и расширительный бачок

Радиатор представляет собой теплообменник, который охлаждает горячую охлаждающую жидкость за счёт обдува воздухом. Он имеет множество тонких внутренних каналов, омываемых жидкостью с одной стороны и воздухом — с другой. Благодаря большой площади соприкосновения, происходит эффективный теплообмен.

Расширительный бачок выполняет функцию компенсатора объёма. При нагревании жидкость расширяется, её избыток поступает в бачок, а при охлаждении — наоборот, возвращается в систему, поддерживая необходимое давление.

Для обеспечения долговечной работы радиатора и расширительного бачка нужно:

  1. Проверять уровень и качество охлаждающей жидкости. Заменять вовремя, не реже 1 раза в 2 года.

Уровень охлаждающей жидкости нужно регулярно проверять, ориентируясь на метки MIN и MAX на расширительном бачке. Уровень не должен опускаться ниже отметки MIN. Если жидкости недостаточно — необходимо долить рекомендованного производителем антифриза до верхней отметки MAX.

 

Как устроена система охлаждения - фото меток уровня на расширительном бачке Форд Фокус 2
Фото меток уровня на расширительном бачке Форд Фокус 2

 

Полную замену охлаждающей жидкости желательно проводить не реже 1 раза в 2 года. Это позволит поддерживать оптимальные антикоррозийные и антифризные свойства. Например, на автомобилях ВАЗ замена производится примерно через 50-60 тысяч километров.

  1. Периодически проверять герметичность и отсутствие трещин, протечек.

Необходимо визуально осматривать все шланги, прокладки радиатора и расширительного бачка на предмет протечек, а также обращать внимание, не падает ли уровень охлаждающей жидкости без видимых причин. Это может говорить о скрытой утечке. Проверять герметичность нужно не реже 2 раз в год.

  1. При необходимости производить промывку от накипи и загрязнений.

Со временем в системе охлаждения накапливаются шлам, ржавчина и другие загрязнения, ухудшающие теплообмен. В таких случаях требуется химическая промывка радиатора, после которой рекомендуется замена всей охлаждающей жидкости.

Водяной насос

Водяной насос отвечает за принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости по контуру системы охлаждения. Благодаря его работе, охлаждающая жидкость активно перемещается между горячими точками двигателя и радиатором. Это продолжение ответа на вопрос «Как устроена система охлаждения».

Существуют механические и электрические типы водяных насосов.

Механические приводятся в действие ремнем от двигателя и более надежны. Электрические чаще ставятся на современных иномарках, управляются блоком управления двигателем и дают большую свободу в регулировке потока.

Рекомендации по обслуживанию водяного насоса:

  1. Периодически проверять натяжение приводного ремня.

У механических насосов, приводимых в действие от двигателя при помощи ремня, нужно проверять натяжение и при необходимости подтягивать. Это нужно делать примерно раз в 20-30 тысяч километров пробега, а также после замены ремня. Признаками ослабления натяжения будет проскальзывание или визг ремня. Для подтяжки может использоваться натяжное устройство или регулировка положения насоса.

 

 

Фото проверки натяжения ремня водяного насоса
Фото проверки натяжения ремня водяного насоса

 

  1. Следить за потребляемым током электронасоса, вовремя заменять при превышении нормы.

У электрических водяных насосов нужно периодически проверять величину потребляемого тока (амперметром или с помощью диагностического сканера). При превышении заводских норм на 30-50% следует заменить насос — это признак его износа или заклинивания.

  1. Менять водяной насос примерно каждые 60-100 тысяч километров пробега, с учётом режима эксплуатации.

Даже при отсутствии явных признаков поломки, ресурс любого насоса ограничен. Поэтому профилактическая замена нужна через 60-100 тысяч км, что составляет примерно 5-8 лет эксплуатации в среднем. Это позволит избежать внезапных серьезных поломок системы охлаждения по причине изношенного водяного насоса (помпы) и лучше понять как устроена система охлаждения ДВС.

Термостат

Термостат выполняет в системе охлаждения важную функцию регулирования теплообмена в зависимости от температуры двигателя. По сути это клапан, который перекрывает или открывает доступ охлаждающей жидкости к радиатору.

Конструктивно термостат состоит из нагревательного элемента (трубки, сильфона или пластины) и клапана с пружиной. При нагревании до определенной температуры (82-97 градусов), элемент расширяется и открывает клапан. Жидкость при этом начинает активно циркулировать через радиатор, охлаждая двигатель. При остывании ниже заданной температуры клапан вновь перекрывается.

 

 

Неисправный термостат влияет и на расход бензина, читайте как устроена система охлаждения
Неисправный термостат влияет и на расход бензина

 

Признаками неисправности термостата являются:

Давайте подробнее разберем как устроена система охлаждения и основные признаки неисправности термостата, на которые стоит обращать внимание:

  1. Постоянный перегрев двигателя.

Если при движении температура двигателя регулярно держится выше 110°C (а иногда и зашкаливает за 120°C), при этом система охлаждения герметична — скорее всего термостат «вышел из строя» и не открывает клапан для охлаждения жидкости через радиатор.

Из-за этого циркуляция охладителя нарушена, жидкость просто «кипит» в двигателе, не охлаждаясь. В результате — перегрев, риск заклинивания поршней, пригорания прокладок. Замена термостата здесь необходима в срочном порядке!

  1. Долгий прогрев двигателя до рабочей температуры.

Если после пуска мотора температура поднимается до 90°C дольше обычного — 10-15 минут при любой погоде вместо стандартных 3-5 минут — возможно, термостат «завис» в закрытом состоянии из-за загрязнений или выхода из строя.

В результате охлаждение работает неэффективно, мотор долго и с перебоями прогревается — это вредно для двигателя и расходует лишнее топливо.

  1. Повышенный расход топлива.

На первый взгляд кажется, что расход топлива не имеет отношения к системе охлаждения автомобиля. Однако это не так! Дело в том, что проскальзывание термостата приводит к нарушению нормального прогрева двигателя.

А именно — из-за полуоткрытого клапана, часть охлаждающей жидкости постоянно циркулирует через радиатор, не давая мотору прогреться до оптимальной рабочей температуры 90-100°С.

Вот бортовой компьютер и воспринимает это как сигнал о том, что двигатель слишком холодный. А холодному мотору для устойчивой работы требуется более обогащенная топливно-воздушная смесь.

В итоге компьютер начинает впрыскивать и сжигать избыточное количество бензина, тем самым как бы «подогревая» мотор!

И это притом что на самом деле причина в другом — в неисправном термостате, из-за чего система охлаждения работает некорректно!

В результате расход топлива при прочих равных условиях возрастает на 10-15%. Так что косвенно термостат влияет и на расход бензина — что тоже важный показатель его неисправности!

При появлении любого из описанных симптомов — стоит проверить термостат и при необходимости заменить его на новый!

Как устроена система охлаждения — охлаждающая жидкость (антифриз)

Давайте подробно разберём особенности охлаждающей жидкости. Изображение с пояснениями прилагаю:

 

 

Никогда не смешивайте красный, зелёный и синий - это гарантия проблем! Выбирайте надёжного партнёра на долгие годы - рекомендованный производителем автомобиля антифриз. И будьте ему верны! Тогда и он не подведёт вас в самый ответственный момент.
Никогда не смешивайте красный, зелёный и синий — это гарантия проблем! Выбирайте надёжного партнёра на долгие годы — рекомендованный производителем автомобиля антифриз. И будьте ему верны! Тогда и он не подведёт вас в самый ответственный момент.

 

Существует несколько типов антифриза:

  1. Охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля. Имеют зелёный цвет, обладают отличной теплоёмкостью, защищают от коррозии. Но ядовиты! Чаще всего рекомендуются автопроизводителями.
  2. Жидкости на основе пропиленгликоля. Окрашены в красный цвет, также эффективны и не токсичны. Но дороже этиленгликолевых и могут не подходить для некоторых двигателей.
  3. Силикатный антифриз прозрачного цвета. Экологичен, не ядовит, противокоррозионные свойства хуже. Для некоторых видов двигателей не рекомендуется.

При выборе охлаждающей жидкости нужно ориентироваться на рекомендации завода-изготовителя автомобиля. Лучше придерживаться одного производителя и не смешивать разные типы охлаждающих жидкостей!

Не рекомендуется смешивать антифризы разных типов, это может привести к нарушению работы и выходу из строя системы охлаждения. Давайте разберёмся почему.

Во-первых, при смешивании разных жидкостей нарушаются их физические и химические свойства. К примеру, этиленгликолевый (зеленый) антифриз при комбинировании с силикатным (синим) быстро теряет антикоррозийные качества.

Во-вторых, в результате реакции между компонентами разных ОЖ могут выпадать в осадок вредные химические соединения и начать забивать трубки системы охлаждения. Это приводит к нарушению циркуляции, перегревам и трещинам блока цилиндров.

В-третьих, даже если первое время после смешивания жидкостей всё кажется нормальным, со временем их разрушающиеся компоненты могут задеть работу водяного насоса, термостата, прокладку головки блока. Аварийная поломка гарантирована!

Так что лучше всегда использовать целиком жидкость одного производителя и типа, рекомендованную для вашего автомобиля. И никаких экспериментов! Вашему двигателю это точно не понравится.

Полную замену ОЖ с промывкой рекомендуется делать 1 раз в 2-3 года или 30-60 тыс.км пробега. Это позволит избежать перегревов, проблем с коррозией и продлит срок службы компонентов системы охлаждения.

Типичные ошибки автовладельцев

Давайте разберём типичные ошибки автовладельцев, которые приводят к поломке основных элементов системы охлаждения:

  1. Езда с перегревом.

Многие водители игнорируют включившуюся лампу аварийной температуры двигателя, продолжая движение в надежде доехать до места. Именно такие автолюбители потом читают данную статью «Как устроена система охлаждения». Это серьёзная ошибка! При температуре выше 115°С происходит коробление головки блока цилиндров, пригорание прокладки — ремонт обойдётся как минимум в 150 тысяч рублей.

  1. Использование неподходящих охлаждающих жидкостей.

Многие владельцы экономят и заливают в систему охлаждения не рекомендованные производителем автомобиля ОЖ. К примеру, на ВАЗ заливают престижный зарубежный «красный» антифриз. Итог — коррозия радиатора и блока изнутри, трещины головки блока через 15-20 тысяч км.

  1. Затягивание со своевременной заменой компонентов.

Автовладельцы часто откладывают на последний момент необходимую по километражу замену водяного насоса, радиатора, термостата. Итог предсказуем — поломка на дороге и большие траты на ремонт из-за вышедшего из строя двигателя. Так что замена вовремя — залог работоспособности!

Заключение

Итак, мы разобрали устройство и принцип работы системы охлаждения автомобиля, а также рассмотрели особенности её основных компонентов:

  • Радиатор отвечает за охлаждение нагретой от двигателя жидкости за счёт обдува воздухом
  • Расширительный бачок выравнивает давление при изменениях температуры
  • Водяной насос обеспечивает циркуляцию охладителя по контуру
  • Термостат регулирует поступление к радиатору в зависимости от температуры
  • Охлаждающая жидкость отводит тепло и предотвращает коррозию

Все эти элементы тесно взаимосвязаны — поломка одного из них нарушает нормальную работу всей системы охлаждения и может привести к перегреву двигателя.

Для предотвращения проблем рекомендуется регулярно проверять уровень охлаждающей жидкости, герметичность системы, своевременно менять изношенные детали.

Если у вас возникли дополнительные вопросы как устроена система охлаждения или по её эксплуатации — задавайте в комментариях, постараюсь дать исчерпывающий ответ! 

Ответы на частые вопросы

 

  1. Вопрос: Можно ли заправлять радиатор обычной водой вместо антифриза?

    Ответ: Категорически не рекомендуется. Вода не обладает антикоррозийными свойствами, замерзает при 0 градусах, что приведет к разрывам радиатора и блока двигателя.

  2. Вопрос: Как часто нужно менять охлаждающую жидкость?

    Ответ: Стандартная периодичность — 1 раз в 2-3 года, при пробеге 30-60 тысяч км. Это позволит поддерживать защитные и теплоотводящие свойства антифриза.

  3. Вопрос: Можно ли ездить с небольшой течью из системы охлаждения?

    Ответ: Ни в коем случае, даже малая утечка 5-10 капель в минуту чревата перегревом и серьезной поломкой двигателя. Необходим срочный ремонт.

  4. Вопрос: Чем опасно смешивание разных типов антифриза?

    Ответ: Это может нарушить физико-химические свойства ОЖ, привести к выпадению осадка, забиванию каналов радиатора и последующему перегреву двигателя.

  5. Вопрос: Можно ли запускать зимой автомобиль с застывшим антифризом?

    Ответ: Категорически запрещается. Возможные трещины блока приведут к полной потере работоспособности двигателя. Систему охлаждения нужно предварительно отогреть.

  6. Вопрос: Как определить неисправность водяного насоса?

    Ответ: По повышенному шуму, визгу приводного ремня, падению напора потока и перепадам температуры двигателя, повышенному потреблению электроэнергии.

  7. Вопрос: Как часто проводить замену водяного насоса?

    Ответ: Рекомендуется профилактическая замена насоса примерно через 60-100 тыс. км пробега, что составляет около 5-8 лет эксплуатации в среднем.